АО «ДАЛЬГИПРОТРАНС»

Акционерное общество «Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства» (АО «Дальгипротранс») – крупнейший специализированный институт в Дальневосточном  регионе, обеспечивающий проектной документацией объекты транспортного строительства от Байкала до Сахалина и от БАМа до южных портов Приморья.

История института началась в 1936 году, когда приказом Народного комиссариата путей сообщения в Хабаровске на базе проектного бюро Уссурийской железной дороги была создана проектная контора «Дальтранспроект». В 1951 г. Дальтранспроект был реорганизован в проектно-изыскательский институт «Дальгипротранс» системы Главтранспроекта МПС с последующей передачей его в 1954 году вновь образованному Министерству транспортного строительства СССР. Численность коллектива в год его организации составляла 119 человек, из которых ИТР было 83. Руководил коллективом в те годы Иван Данилович Павлов. Указом Президента РФ  Дальгипротранс  был преобразован в 1993 году в акционерное общество, а в июне 1996г. – в открытое акционерное общество «Дальгипротранс».

В предвоенный период институт принимал участие в изысканиях и проектировании вторых путей Транссибирской магистрали, различных подъездных путей, железнодорожных станций и узлов Хабаровск, Владивосток, Уссурийск.
К началу 1941 года коллектив института вырос до 270 человек. Институт приступил к изысканиям и проектированию объектов, имеющих важное значение для развития региона: линия Свободный – Благовещенск, железная дорога к морской бухте Ольга, подъездной путь к Кимканскому железорудному бассейну.

В период Великой Отечественной войны институт выполнял заказы для объектов оборонного значения. 30 сотрудников института ушли на фронт, остальные были забронированы и остались на Дальнем Востоке.

В это время правительством страны принимается решение о строительстве в Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода, работающего на сахалинской нефти. В связи с этим Дальтранспроект получил срочное задание на выполнение изысканий трассы нефтепровода Оха-Комсомольск. Это ответственное задание было поручено лучшим специалистом института. В это время разрабатывались проекты спецобъектов, цехов изготовления мин и снарядов, краткосрочного восстановления мостов на случай их разрушения, подъездных путей к шахтам Ургала, Буреи, Сахалина, Приморья.

В январе 1945г. институт возглавил Михаил Александрович Шапошников. При развертывании боевых действий на Дальнем Востоке, по приказу Союзтранспроекта 10 августа 1945г. в суточный срок была сформирована фронтовая экспедиция в составе Управления военно-восстановительных работ №8 и направлена на Харбинский железнодорожный узел. Экспедиция обеспечила технической документацией на восстановление взорванных и поврежденных объектов железной дороги Пограничная-Харбин, на восстановление работы Харбинского железнодорожного узла и выполнила ряд других заданий командования. В декабре 1945 года весь состав фронтовой экспедиции, работающий в Китае, вернулся в Хабаровск.

В шестидесятые годы численность коллектива института увеличилась до 600 человек, окрепла материальная база, пополнился парк буровой и автотранспортной техники, построены ремонтные мастерские, расширилась площадь производственного здания, построено 4 жилых дома. Много сил и энергии укреплению материальной базы института и решению социальных вопросов отдал Сергей Петрович Миленышев, который возглавлял Дальгипротранс на протяжении 15 лет (с 1959 до 1974г.).

В эти годы началась электрификация ДВЖД. По проектам Дальгипротранса уже в 1962 году завершилась электрификация пригородного движения на участке Владивосток – Надеждинская, а в 1963 году переведен на электрическую тягу участок Владивосток – Уссурийск. Эти же годы следует считать началом электрификации Дальневосточной железной дороги.

В конце 60-х и начале 70-х годов институтом проектируются такие объекты, как: вторые пути на участке Угловая – Находка, железная дорога Альба — Ноглики на Сахалине, Екатериновка – бухта Врангеля в Приморье, мостовой переход через реку Амур у города Комсомольска-на-Амуре с развитием железнодорожного узла Комсомольск, паромная переправа Ванино – Холмск с развитием железнодорожных узлов Ванино и Холмск, порт Восточный в бухте Врангеля.

Одной из самых ярких страниц истории института является участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1967г. институт приступил к выполнению проектно-изыскательских работ на Восточном участке БАМа от Ургала до Комсомольска протяженностью более 500 км.  В 1974г. на выполнение полевых работ по трассе Ургал-Комсомольск было направлено 6 изыскательских партий и один мостовой отряд, всего 200 человек. Одновременно с выполнением инженерных изысканий и разработкой технического проекта Дальгипротрансом выдавались рабочие чертежи на строительство земляного полотна, искусственных сооружений и станций.
Внедрение новых научно-технических решений, разработанных Дальгипротрансом,  позволило значительно сократить стоимость и сроки строительства. Построенный по проекту института Восточный участок БАМа введен в постоянную эксплуатацию на год раньше установленного срока.

За успешное выполнение заданий по изысканиям и проектированию БАМа указом Президиума Верховного Совета СССР от  25.10.1984г. Дальгипротранс награжден орденом «Знак Почета», коллективу вручен также Диплом III степени ВДНХ СССР.
Возглавляли институт в этот период Михаил Иванович Шелудько (1974-1978г.г.) и Борис Николаевич Гамаузов (1978-1989г.г.).
Наиболее важными транспортными объектами проектирования 80-х годов были:  электрификация участков железной дороги Архара – Хабаровск Дальневосточной железной дороги и Архара – Шимановская, Сковородино – Магдагачи Забайкальской железной дороги, нечетная система сортировочной станции Хабаровск 2.

80-е годы характерны для института стабильностью и практически неменяющейся численностью коллектива (650-680 человек). К этому времени значительно укрепилась материальная база института, построены новое здание института, база механизации, жилые дома.
Большое внимание уделялось подборке и расстановке кадров, от  которых в решающей степени зависело повышение качества проектирования и эффективности принятия решений по программе Минтрансстроя «Мировой уровень». За счет использования новейших достижений науки и техники, передового опыта обеспечивалось повышение эффективности капитальных вложений на объектах, построенных по проектам Дальгипротранса.

По итогам социалистического соревнования институту неоднократно  вручалось переходящее Красное Знамя Минтрансстроя и ЦК профсоюза. За высокие производственные показатели в 1983 и 1984 годах Дальгипротранс занесен в летопись трудовых достижений транспортных строителей.

С 1989 по 1996 год, несмотря на тяжелый для страны экономический кризис и сокращение численности коллектива, Дальгипротранс выполнял проектно-изыскательские работы для новой железнодорожной линии   Камышовая – Хуньчунь в Приморском крае, электрификацию участка Могоча – Чернышевск, реконструкцию мостового перехода через реку Амур у города Хабаровска (I очередь совмещенного моста введена в строй в 1999 году), электрификацию участка Хабаровск – Бикин Дальневосточной железной дороги, строительство федеральной автомобильной дороги Чита – Хабаровск – Находка. Институт смог сохранить свои основные фонды и квалифицированных специалистов, которые стали основой для последующего увеличения объемов работ и расширения специализации проектных работ. С 1989г. по 2010г. генеральным директором Дальгипротранса был Дмитриев Сергей Анатольевич.
В 2002 году по проектам института завершён перевод с тепловозной на электрическую тягу самого последнего на Транссибирской магистрали участка Бикин – Уссурийск, протяженностью 421 км. Только на Транссибе по проектам института выполнена электрификация 2000 километров двухпутного железнодорожного пути.

За время существования института значительный объем работ выполнен для г.Хабаровска. По проектам института в краевом центре построено около 50 зданий различного назначения (здание городской мэрии, медицинского института, управления железной дороги, дворца культуры завода «Энергомаш», железнодорожного вокзала, более 20 крупных жилых домов), путепроводные развязки в городе, набережная Амура, выполнена реконструкция привокзальной площади г.Хабаровска, строительство и реконструкция автомобильных дорог и улиц города для пропуска транзитного движения.

За последние 10 лет АО «Дальгипротранс» выполнил проектно-изыскательские работы для строительства наиболее крупных объектов, сданных в эксплуатацию или находящихся в стадии строительства:

  • Магистральный газопровод Сахалин-Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск (протяженность 400 км, диаметр 700мм), газопровод к г.Амурску (протяженность 70 км, диаметр 500мм), газопровод к п. Эльбан (протяженность 40 км , диаметр 250мм), газопровод-отвод к г.Николаевск-на-Амуре (протяженность 225км, диаметр 325мм), объекты газоснабжения п.Горный;
  • Газоснабжение природным газом жилых районов и промышленных предприятий г. Хабаровска и городов и поселков Хабаровского края;
  • Обоснование инвестиций в реконструкцию железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань;
  • Вторая и третья очереди мостового перехода через р.Амур у г. Хабаровска;
  • Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г.Хабаровске;
  • Расширение разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги и строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Кузнецово, Находка – Хмыловский;
  • Вынос участка железнодорожной линии Известковая – Ургал из зоны затопления Бурейской ГЭС;
  • Реконструкция локомотивных депо на станциях Хабаровск-II, Смоляниново, Первая Речка, Сибирцево, Комсомольск-грузовой;
  • Реконструкция железной дороги на участке Кузнецовского перевала со строительством тоннеля на линии Комсомольск – Советская Гавань;
  • Реконструкция станций Хабаровск-II, Токи, Шкотово, Высокогорная, Тумнин,  Известковая, Кенай, Бурлит, Шмаковка, Вяземская, мыс Астафьева  ДВжд;
  • Строительство разъездов Удоми, Тудур, Дакка, Хоккайти, Имбо;
  • Приморский НПЗ со строительством участка железной дороги на участке     ст. Боец Кузнецов – ст. Грузовая;
  • Первая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан». СпецМорНефтеПорт «Козьмино».

В последние годы институт проектирует от 200 до 270 объектов различного назначения в год.

Основные Заказчики: Дальневосточная, Забайкальская железные дороги, ДКРС-Хабаровск» — филиал ОАО «РЖД», ДКСС – филиал «ОАО «РЖД», Дальтрансгаз», ОАО «ДНИИМФ», СахалинНИПИморнефть», ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», ООО ПИИ «Бамтоннельпроект», Хабаровский филиал ОАО «ГипродорНИИ», Правительство Хабаровского края.